Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Безбарьерная среда. Информация для лиц с ОВЗ и инвалидностью

"ДОРОЖНАЯ КАРТА" ФГБОУ ВО ГАГУ по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставленных на них услуг на период до 2030 года

Паспорта доступности для инвалидов объектов и оказываемых на нем услуг в сфере образования

В соответствии с Программой развития ФГБОУ ВО ГАГУ на 2015-2020 годы организована работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), обеспечивающая доступность образования в Университете, разработано Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Горно-Алтайском государственном университете, в том числе оснащённости образовательного процесса. Кроме того, условия инклюзивного обучения учтены в локальных нормативных актах: Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся от 30.08.2017, Положение о практике обучающихся от 31.10.2019, Положение о государственной итоговой аттестации выпускников от 30.08.2017, Положение о порядке реализации дисциплин по физической культуре и спорту от 26.12.2019.

Организован персонифицированный учёт студентов-инвалидов и ЛОВЗ на уровне деканата и учебно-методического управления в разрезе данных: ФИО; дата рождения; образовательная программа; форма обучения; условия поступления; год поступления; группа инвалидности; нозология; срок действия справки.

Кроме того, сведения об образовании инвалидов предоставлены на 1 января в сегмент высшего образования единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам (Распоряжение Правительства РФ № 1506-р от 16.07.2016 ФГИС "ФРИ").

Университет создает специальные условия для получения образования инвалидами и ЛОВЗ. Структурные подразделения Университета выполняют следующие задачи и функции:

  • приемная комиссия, факультеты, институт и аграрный колледж (далее - АК) проводят профориентационную работу среди обучающихся образовательных организаций среднего общего и среднего профессионального образования, в т.ч. для инвалидов и лиц с ЛОВЗ;
  • учебно-методическое управление совместно с факультетами, институтом и АК ведёт учёт инвалидов и ЛОВЗ на этапах их обучения и трудоустройства. В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и ЛОВЗ данными обучающимися с их письменного согласия в деканат факультета/дирекцию института/АК предоставляются сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной или психолого-медико-педагогической комиссии;
  • доцент/старший преподаватель, организующий воспитательную работу на факультете/в институте, заместитель директора по воспитательной работе АК обеспечивает адаптацию инвалидов и лиц с ЛОВЗ к условиям и режиму учебной деятельности, осуществляет организацию студенческого волонтерского движения, проводит мероприятия по оказанию волонтерской помощи инвалидам и ЛОВЗ и созданию социокультурной толерантной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия;
  • доцент/старший преподаватель, организующий воспитательную работу на факультете/в институте, заместитель директора по воспитательной работе АК оказывает содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и ЛОВЗ;
  • Центр социально-психологической помощи осуществляет социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса инвалидов и ЛОВЗ;
  • Управление информатизации оказывает необходимую помощь педагогическим работникам и обучающимся по использованию специальных технических и программных средств обучения, содействует в обеспечении обучающихся-инвалидов и ЛОВЗ дополнительными способами передачи, освоения и воспроизводства учебной информации;
  • медпункты Университета организуют медицинско-оздоровительные мероприятия по сопровождению инвалидов и ЛОВЗ.

На официальном сайте Университета размещаются и актуализируются по мере обновления: информация о наличии условий для обучения инвалидов и ЛОВЗ и безбарьерной среды, прочие документы и сведения. Доступна версия официального сайта Университета для слабовидящих.

В Университете с целью создания безбаръерной среды и повышения уровня доступности зданий и сооружений потребностям всех категорий инвалидов и ЛОВЗ разработаны: паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры Университета; дорожная карта по реализации мероприятий для повышения доступности объектов Университета для инвалидов и лиц ОВЗ; памятка по правилам взаимодействия и оказания помощи лицам с ограниченными возможностями, для проведения инструктажей специалистов и работников Университета, работающих с инвалидами. Назначен ответственный за проведение инструктажей преподавателей и сотрудников Университета, работающих с инвалидами, в том числе с вновь принятыми сотрудниками.

Для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп обучающихся, доступности путей движения на территории и в зданиях Университета ведется работа по созданию безбарьерной архитектурной среды, учитывающей потребности инвалидов и ЛОВЗ. Определены отдельные места для парковки автотранспортных средств инвалидов, а также оборудованы кнопки-звонки на входных группах; пандусы с поручнем ко входу в здания Университета для инвалидов-колясочников; дорожные знаки, обозначающие место для парковки автотранспортных средств инвалидов.

Для оптимальной организации образовательного процесса в стандартной аудитории места за первыми столами в ряду у окна и в среднем ряду предлагаются студентам с нарушением зрения и слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, предусмотрены 2 первых стола в ряду у дверного проема с увеличенной шириной проходов между рядами столов, с учетом подъезда и разворота кресла-коляски.

Обучение инвалидов и ЛОВЗ осуществляется Университетом по 15 адаптированным основным образовательным программам с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и ЛОВЗ, организуются занятия совместно с другими обучающимися в общих группах, с использованием социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в группе, отражающихся в планах воспитательной работы Университета, а так же при разработке индивидуальных планов преподавателей.

В учебном процессе для инвалидов и ЛОВЗ применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для профессорско-преподавательского состава Университета организуются занятия в рамках повышения квалификации, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и ЛОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.

В 2016 году Университетом была реализована дополнительная профессиональная программа "Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья" объемом 72 часа, по которой прошли обучение 45 преподавателей. В Вятском государственном университете по программам "Внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата" и "Внедрение модели обучения и индивидуального социально-психологического сопровождения обучающихся с нарушением зрения по области образования" повысили квалификацию 7 преподавателей Университета.

При необходимости, для инвалидов и ЛОВЗ могут разрабатываться индивидуальные учебные планы.

Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данных обучающихся и рекомендации медико-социальной экспертизы, а также индивидуальной программы реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

В Университете осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и ЛОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

Последнее обновление: 29 января 2020 г. Составитель: Куриленко Т.К.